Дело о смерти от MDMA подчеркивает опасность политики запретов
Громкий уголовный процесс о трагической смерти девушки после употребления МДМА начался над группой молодых людей в Беларуси.
4 августа 2018 восемь молодых людей собрались в квартире Дианы Л. (полное имя не разглашается) и приняли по 300 мг МДМА в два приема, что считается большой дозой.
После приема второй половины дозы Диана почувствовала себя плохо, у нее начались судороги, и вскоре она умерла; она принимала антидепрессанты и, видимо, не знала, что сочетание подобных препаратов с МДМА может привести к серотониновому синдрому — потенциально смертельному состоянию. Друзья пытались ее реанимировать, но около часа не вызывали скорую помощь, боясь уголовного преследования в соответствии с репрессивной наркополитикой страны.
2 января 2019 года дело было рассмотрено в Первомайском суде Минска, столицы Беларуси. Это было первое заседание по данному уголовному делу, которое привлекло значительное внимание как государственных, так и независимых СМИ.
Согласно статье 328 Уголовного кодекса страны, обвиняемым грозит до пяти лет лишения свободы. Закон гласит: «Изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет».
Некоторые члены локальной группы активистов, Движения Матерей 328, пытались попасть на судебное заседание. Они утверждали, что уголовное дело было возбуждено не по той части статьи 328, а обвиняемые должны наказываться более сурово, и предстать перед судом по другой части статьи, которая может привести к 25 годам лишения свободы.
«Почему ребята, осужденные в период с 2013 по 2017 годы, подверглись столь жестоким наказаниям, а к ребятам в кругу которых произошла смерть от наркотиков, проявлено великодушие и гуманность?» — написала Наталья Леучина, мать осужденного по статье 328, в Facebook. Она утверждает, что власти добиваются более мягкого приговора чем обычно, чтобы продемонстрировать якобы улучшение в законе о наркотиках.
Леучина имеет в виду изменения в уголовном кодексе Беларуси, по которым наказание за некоторые преступления, связанные с наркотиками, было уменьшено в мае 2018 года. Эти изменения были приняты парламентом, но отклонены Министерством внутренних дел и Верховным судом.
Несмотря на отсутствие изменений в законодательстве, правоприменительная практика в стране, как сообщается, смягчилась, и к людям за личное хранение контролируемых веществ применяются менее суровые меры наказания. Тем не менее, хранение контролируемых веществ по-прежнему преследуется в уголовном порядке, и срок тюремного заключения обычно составляет от 1 до 5 лет.
Legalize Belarus, беларуская гражданская кампания, целью которой является продвижение публичного обсуждения психоактивных веществ в стране, обвиняет правительство в непреднамеренном причинении Диане смерти из-за наркополитики, основанной на запретах.
Они утверждают, что упор на устрашение останавливает людей от обращения за помощью, и что изменения в законе, предложенные парламентом в прошлом году, не были официально приняты из-за нежелания Министерства внутренних дел и Верховного суда поддержать реформу.
«Пока употребление является уголовным преступлением», – говорит активист кампании Стас Шашок, – «такие смерти будут случаться и дальше».
Активисты кампании раздали листовки о методах снижения вреда для более безопасного употребления контролируемых веществ среди тех, кто собрался возле суда.
Legalize Belarus добиваются декриминализации малых количеств контролируемых веществ. В 2018 году они собрали около 3000 подписей под петицией за декриминализацию и организовали несколько публичных акций в поддержку реформы наркополитики. Кампания сталкивается со многими препятствиями, включая репрессии со стороны авторитарного правительства Беларуси, которое некоторые называют «последней диктатурой Европы». Активистам часто не дают возможности арендовать помещения для образовательных лекций, национальные телеканалы создают пропагандистские репортажи об их работе, а Министерство информации заблокировало из вебсайт. Недавно отряд специального назначения (СОБР) ворвался на их вечеринку для проверки посетителей на наличие запрещенных веществ.
В июле 2018 года Глобальная комиссия по наркополитике опубликовала отчет о Беларуси, в котором упомянула, что «единственный способ разорвать порочный круг стигмы и запрета — это реализовать ориентированный на людей подход, который способствует созданию более безопасных и здоровых обществ», и указала, что лишение свободы за ненасильственные преступления, связанные с наркотиками, должно быть прекращено. Пока Беларусь остается страной с одной из самых жестоких и бесчеловечных политик в отношении наркотиков в Европе.
Второе заседание по делу прошло в Первомайском суде 3 января, третье состоится 9 января.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.