Onliner.by: активисты обсуждают легализацию марихуаны
Нас судят по одному критерию — мол, мы родители наркобаронов, преступники, которые подлежат расстрелу. Вот такие камни и плевки нам везде кидают в спину
На грядущих осенних слушаниях в парламенте представят важный законопроект. Он касается изменений в 328-й статье Уголовного кодекса — «Незаконный оборот наркотических средств». Тему некоторые белорусы обсуждают уже давно. Вчера в открытом пространстве «Комната 3/0/2» собрались общественные активисты и представители движения «Матери 328», чтобы поговорить о необходимости изменений в законодательстве, трудностях, с которым сталкиваются осужденные, и даже возможной легализации марихуаны в Беларуси. Onliner.by выслушал основные аргументы сторонников «легалайза» и узнал официальное мнение МВД на этот счет.
Самым эмоционально насыщенным на этой встрече было выступление «Матерей 328».
— Я представляю родственников, мам, пап, жен, невест тех, кто был осужден по статье 328. Спасибо, что дали нам слово. За последние годы мы привыкли к тому, что нас всюду встречают с ожесточением и ненавистью — говорит Наталья Леухина, которая уже четвертый год ходит на свидания к сыну в тюрьму.
— Нас таких много, чьих детей осудили по четвертой части статьи 328. Началось это в 2013 году, но особую силу приобрело в 2015—2016 годах. Детей судили как «группу лиц», хотя они не знали друг друга, а там сроки такие, что просто жуть. У нас есть мамы, у которых детям дали десять, четырнадцать, пятнадцать лет за какие-то 0,001 грамма вещества, — утверждает Наталья Леухина.
Белоруска Алина последние четыре года живет в Чехии. Девушка привела такие данные: в этой стране уголовное дело заведено не будет, если у человека обнаружат «малое количество вещества» для личного пользования — до 1,5 грамма героина, 10 грамм марихуаны, 4 таблетки экстази, 5 грамм гашиша, 1 грамм кокаина или 40 штук галюциногенных грибов. Дело ограничится административным штрафом от 530 евро
— Я мама осужденного 16-летнего мальчика, которому дали восемь лет, — взяла слово минчанка Светлана Добровольская. — Мы обратились в Администрацию президента и получили положительный ответ. Нам дали согласие на то, чтобы к нашим детям, осужденным по статье 328, применялась амнистия и условно-досрочное освобождение. Только мы не знаем, с 2017 или 2018 года это вступит в силу. Раньше в таких привилегиях нам отказывали, наши дети считались изгоями общества. В ноябре пройдет парламентская сессия, во время которой будет обсуждаться новый законопроект по статье 328. В нем будет разделение по граммам и по срокам. Как в Чехии. Мы очень сильно надеемся на это.
— Кроме того, статья 328 предусматривает конфискацию имущества, — продолжает Светлана Добровольская. — Представьте, если у ребенка остается квартира от родителей, а родители уже умерли, то ее отбирают. Ему дают срок — десять лет и отбирают все, что было за плечами. После десяти лет ребенок выйдет — и никому не будет нужен. На нем стоит крест — «статья 328». У него нет родителей, нет поддержки, нет своего угла, куда можно вернуться.
Выступающие рассказывают: в голландских кофешопах легально можно покупать и употреблять до 5 грамм марихуаны. В Израиле официально разрешено использование каннабиса в медицинских целях. К такому же решению пришла и наша соседка Польша месяц назад. В американском штате Колорадо с 2013 года марихуана полностью легализована: любой гражданин штата, которому исполнился 21 год, может купить до 28 грамм. Для американцев из других штатов условия чуть более «жесткие» — до 7 грамм марихуаны. На этом «травяном» решении Колорадо зарабатывает около 1 миллиарда долларов в год. Такие данные привела активистка Ксения Тарасевич.
— Получается, что Беларусь — единственная страна, где вас могут посадить на пять лет за хранение 0,1 грамма марихуаны. Даже в России за такое количество вещества установлен административный штраф, — добавил выпускник юрфака Стас Шашок. — Мы понимаем, что ни завтра, ни послезавтра марихуану не легализуют в нашей стране. Но прямо сейчас около 12 000 человек сидит по статье 328, и большинство из них не являются злостными преступниками. Об этом нужно говорить.
У сторонников легализации марихуаны есть немало аргументов. Один из весомых доводов — маргинализация и криминализация тех, кто оказался осужден по статье 328. Что будет через десять лет с 16-летними мальчишками, отсидевшими такой срок в тюрьме? Пункт номер два — это рост числа более опасных синтетических суррогатов, спайсов из-за запрета марихуаны. И третий аргумент — необходимость каннабиса в медицинских целях. Для раковых больных, например.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.