Рассказ потребителя о психоактивных веществах в Беларуси и Чехии: «Беларуская наркополитика — это чушь»
Беларуская наркополитика отличается особенным уровнем жесткости. По воспоминаниям Виталия, так было не всегда. Он застал разные периоды «борьбы с наркотиками» в Беларуси.
Мы поговорили с белорусским потребителем психоактивных веществ о вынужденном переезде из Беларуси в Чехию:
— Я был аутрич-работником в системе Красного креста в Могилеве. Мы в условленном месте раздавали шприцы, спиртовые салфетки, презервативы. Короче, все, что может понадобиться и позволит избежать заражения. Но была проблема — не могли забирать использованные шприцы, хоть изначально начальство об это просило. Но мы сразу объяснили — в шприце могут остаться вещества, пусть и в небольших количествах. За это нас может принять милиция.
Виталий сам употреблял психоактивные вещества и продолжает это делать сейчас. Правда более осознанно:
— Мой стаж — 25 лет. Марихуаны. С 96 года примерно этим занимаюсь. Грибы ел и ем. Много всего было, но давайте не будем людей всем списком пугать. Сейчас, в основном, тот же каннабис и псилоцибиновые грибы остались.
В Беларуси, по словам Виталия, его задерживали 50-70 раз. Дело заканчивалось административными арестами, иногда просто держали несколько часов, «проверяли» и отпускали. Цель таких проверок — найти хоть что-то и отчитаться о проделанной работе.
— Ко мне временами проявляли нездоровый интерес в милиции. А я ловил адреналиновый кайф при покупке, когда по городу идешь с весом. Не раз приходилось скидывать все или проглатывать, когда понимаешь, что точно возьмут. Мог уехать на большие сроки. Но получил за свою жизнь только два года химии в 2007-м по первой части 328-й статьи. И то, в том случае я был особо не виноват. Там, впрочем, не было ничего страшного, не то, что сейчас для политических. Так, мужская общага. За нами смотрел толстый мент по кличке Жопа. Если надо было выйти в неположенное время, то всегда отпускал, надо было только купить ему сока. Короче, главным было приходить вовремя и много не пить.
Что касается государственной политики, то Виталий выделяет несколько этапов, исходя из своих ощущений:
— В 90-е годы было неплохо. Тогда давали штраф или сутки, можно было особо не бояться. В начале нулевых пошли уголовные статьи и начался один из самых жестких периодов. Милиция постоянно подкидывала вещества, даже если у тебя ничего с собой не было. Потом этого стало чуть меньше — был резонансный случай, когда осудили четырех милиционеров за то, что подбросили человеку вещества. Статью им вообще дали — распространение. В скором времени сроки взвинтили. Если пару лет химии еще ощущается как наказание, соответствующее преступлению, то 8 лет для человека, который первый раз попался — это дико. Потом сроки сократили немного, насколько я понял. Но это же все равно слишком много.
В 2020-м году Виталий оказался в Чехии. Приехал он туда впервые. Стоит учитывать, что Чехия — одна из лучших славянских стран по уровню жизни и проводит мягкую политику в отношении психоактивных веществ.
— Через некоторое время после переезда меня добавили в русскоязычные чаты. Там довольно много объявлений о продаже веществ. Я проверил, действительно все работает. Нашел несколько таких чатов, каждый на пару тысяч человек. И это только русскоязычных. Можешь приехать забрать сам, а можешь заказать доставку к нужному дому за 5 евро. Не всё, конечно, так доставляют. Могут привезти гашиш, грибы, кокаин. А что-то более серьезное не возят: героин, метадон или альфу достать сложно, насколько я понял.
Виталий позитивно воспринимает подход чешского правительства к наркополитике. Он считает важным то, что мелкая продажа не наказуема, а также не видит в обществе никаких проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ:
— По моим ощущениям тут почти все местные курят марихуану. Пахнет каннабисом в любой точке Праги. И ничего страшного с городом не происходит. И экономика растет. Правильный подход, когда не трогают мелких продавцов. И, как мне рассказали, метадоновая терапия тоже работает. Государство оказывает поддержку всем наркопотребителям, которые нуждаются в помощи, и преступность в Чехии не растет. А что многие говорят про наш менталитет, мол, если разрешить, то все поголовно получат передоз — это чушь. Как и все беларуская наркополитика.
На данный момент Виталий подрабатывает актером и активно занимается спортом. Если в Беларуси он был в группе риска под пристальным контролем милиции, то в Чехии он чувствует себя достаточно свободно и ничем не отличается от большинства граждан.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.