Петр Маркелов развеял популярные мифы про каннабис в интервью с Petitions.by
Активист Legalize Belarus ответил на вопросы об укоренившихся в обществе стереотипах о каннабисе и рассказал, насколько они соответствуют действительности.
Тема психоактивных веществ все еще является табуированной, особенно в Беларуси, поэтому люди часто сталкиваются с недостоверной информацией, которую им навязывают. Разберемся подробнее, на самом ли деле так вреден каннабис.
Каннабис является опасным растением, активные вещества которого вызывают психологическое и физическое привыкание
Петр Маркелов рассказал, что каннабис долгое время, в том числе и на уровне ООН, действительно считался опасным растением, которое нельзя было использовать даже в медицинских целях. Однако основан такой вывод был совсем не на его реальных свойствах.
«Конкретно каннабис активно дискредитировало правительство США во время войны во Вьетнаме. В то время немалая часть употребляющих его людей являлись пацифистами, и государственные чиновники сознательно смещали акцент, закрывая глаза обществу на бессмысленные боевые действия и переводя внимание на потребителей ПАВ. Также во всем этом присутствовала немалая доля расизма, так как употребление каннабиса приписывали в первую очередь темнокожим и латиноамериканцам, маргинализируя их образ в глазах «рядовых американцев», — говорит активист.
Однако Петр добавляет: «Что касается вреда, то стоит понимать, что есть несколько подходов к его оценке. В 2010 году мир увидело исследование в авторитетном научном медицинском журнале Lancet. В нем психоактивные вещества оценивали с точки зрения негативных последствий в разных контекстах: вред для человека, вред для его семьи, вред для общества в целом и т. д. И каннабис оказался в этом рейтинге где-то в середине, причем алкоголь и табак были признаны более опасными».
Т.е. стоит понимать, что употребление каннабиса не является абсолютно безвредным, но если соблюдать меру, то это не хуже, чем спиртные напитки или сигареты.
Зависимость от каннабиса — это болезнь, которая присутствует в перечне болезней, утвержденном ВОЗ
Петр Маркелов соглашается с этим утверждением, и с тем, что зависимость действительно может быть связана с употребление каннабиса. Однако он акцентирует внимание на том, что все дело количестве. Но в целом активист говорит, что «вред здоровью человека и окружающим его людям он наносит меньший, чем сигареты и табак, за которые никого не сажают в тюрьму».
Торговля каннабисом и его употребление провоцируют рост преступности
Петр рассказывает, что это известное заблуждение, которое является манипуляцией и подменой понятий.
«Смысл существования и обогащения организованной преступности заключается в том, что она реализует вещи, которые запрещены законом. Нелегальный статус позволяет избежать контроля со стороны государства, не платить налоги, повышать цену за товары и услуги за счет «рискованности». Если в какой-то момент все правительства мира посчитают любовь к плюшу извращением и запретят продажу плюшевых мишек, наверняка останутся люди, готовые платить преступникам за то, что бы они доставили им такой запрещенный товар. Вероятно, в конечном итоге мишек будут воровать и даже убивать за крупные партии таких игрушек. На этом нелепом примере мы можем понять, что не плюшевые мишки привлекли бы к себе внимание криминалитета, а запрет на их продажу. Та же история и с каннабисом. Сегодня он является неотъемлемой частью преступного мира только потому, что является запрещенным товаром», — считает активист.
Через каннабис люди приходят к более тяжелым психоактивным веществам
Петр говорит, что это еще одна популярная логическая ошибка. «Корреляция не всегда означает причинно-следственную связь. Или иначе: буквально все люди, употребляющие героин, пьют воду. Но при этом вода, очевидно, не стала причиной, подтолкнувшей их к употреблению тяжелых психоактивных веществ. Точно так же и с каннабисом. Являясь психоактивным веществом наравне с алкоголем и сигаретами, он скорее всего использовался людьми, склонными к зависимости. Но это совершенно не значит, что он стал причиной перехода на тяжелые ПАВ», — объясняет Петр.
В странах, где легализовали каннабис, наблюдается значительное увеличение его употребления
«Увеличение есть, это правда, но на самом деле оно не настолько велико. И совершенно понятно, почему это происходит. Запрещенный долгое время продукт сделали легальным, и вполне естественно, что первое время многие будут хотеть попробовать то, что еще совсем недавно пробовать было нельзя», — говорит Петр. Однако он также обращает внимание, что до легализации каннабиса, когда его употребляли незаконно, не всегда можно было объективно оценить количество потребителей. И то, когда люди начинают делать это открыто, также может создавать эффект видимого роста на его спрос.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.