Legalize Belarus – это про свободу. Čas Łajna? Стас Шашок.
Эпохальное интервью Директора коммуникаций Legalize Belarus Стаса Шашка для «Правды Уличной Поэзии».
Стас, сколько стоят «shishki»? Пробовал марихуану? Твое отношение к алкоголю, «легким наркотикам», к курению?
Йоу! Шишки стоят 12 евро за грамм (в среднем по Европе), а вообще они бесценны, если знать им цену. Марихуану пробовал, умел, практиковал. К алкоголю мало отношусь, какой-то он дикий и так себе. Не знаю, что ты имеешь в виду под «легкими наркотиками», но экстази и амфетамин я не пробовал — мне это ни к чему, зато беларуские грибы — это другое дело. Про курение было бы классно ответить: «только когда напьюсь», но скорее я бы отнёс себя к «социальным» курильщикам. Однако, в последнее время стараюсь вообще не курить — вредно для голоса, да и в принципе бесполезное это занятие.
Legalize Belarus — панацея, фантасмагория, метафора, Legalize Belarus — это стоять до конца или поиски себя в себе, в стране свободного демократического языка зажатого в тисках закона?
Legalize Belarus, друг — это «Лучший рок-альбом 2018» как минимум. Это даже не про поиски себя, а про тот невероятный момент, в котором ты себя обретаешь. Вот представь, мечтал ты всю жизнь оказаться на вершине какой нибудь горы (скажем, Эвереста), тренировался, готовил снаряжение, лез туда всеми способами. И в момент когда ты наконец покоряешь эту вершину — ты понимаешь, что самое пиздатое это не то что ты сюда залез и когда спустишься будешь круче всех, кто остался внизу. Самое пиздатое — это то, что с этой вершины можно полететь вниз на сноуборде, который, как оказывается, был у тебя за спиной. Тебе вряд ли за этот поступок дадут посмертно звание героя, однако это то самое единственное, ради чего действительно стоило карабкаться на эту вершину.
Legalize Belarus — это про свободу. Это про желание строить свой дом из кирпича и мрамора, когда все вокруг с говном и соломой в руках как попугаи повторяют, что «нужно начинать строить с этого». По-твоему «Легкие Европы» не накроет мокрота?
Вот например. Сразу, от изменений в статье, к так называемому легалайзу (декриминализации), сегодня в Минске открылся первый кофешоп с медицинской марихуаной, за несколько лет Минск стал Меккой для всего постсоветского пространства и ближнего зарубежья. В связи с этим, в нашу страну, с самых темных уголков потянулись паразиты разных мастей, и конечно не с пустыми руками. На примере некоторых Европейских столиц, могу сказать, что на улицах продают много наркотиков, много эмигрантов, много грязи в прямом и переносном смыслах.
Не думаю, что объем грязи и доля паразитов в Минске увеличится. Они просто станут заметнее. Один из признаков свободного общества это то, что даже паразиты в нем обладают чувством собственного достоинства и пытаются самореализоваться (пускай и не самым достойным способом). Паразиты свободного общества не боятся заявлять о себе и показывать себя другим. Но это не значит, что жить станет невозможно — свободное общество замечательно уравновешивает себя: в нем одновременно сосуществуют айтишники, педики, джедаи, ученые, мигранты и т.д. Потому, что каждый в нём уважает свободу другого и требует такого же отношения к себе.
Паразиты нынешней Беларуси где-то гниют, пребывая в отчаянии, не имея шанса на спасение. Каким оставаться, когда ты зажат со всех сторон. Паразиты же свободного общества живут, паразитируя в основном на коллегах по культуре, в своем комьюнити. Запрет, принуждение, насилие со стороны государства порождают гораздо больше проблем в обществе и загрязняют человеческие души, чем свобода, легалайз и гей-парады по пятницам.
Что касается наплыва гостей со всего постсоветского ареала — мы, беларусы, всегда им рады. Будет прикольно если Могилёв станет Меккой для ребят из Смоленска, Витебск для петербуржцев, а Браслав — для латышей.
Главная идея Legalize Belarus, за которую обнять, руку пожать, влиться в ряды и вместе шагать, даже тем, кто нейтрально относится к такому досугу?
Лучше всего, что бы вы влились в наши ряды, пускай и с журналистским умыслом, после чего сами смогли бы ответить на этот ваш вопрос.
А вообще, опуская разговоры про нашу искренность и приверженность ценностям свободы — скажу, что мы крепкая и неугомонная семья. Считаю это очень важной чертой как минимум потому, что каждая вторая семья в нашей стране распадается.
Не знаю официальных статистик, но цифры так или иначе пугают, не скажу, что каждый десятый, но в разных компаниях, думаю, найдется человек, который сидит по этой статье, возможно и не один. И все бы ничего, но у молодых ребят таким образом просто крадут куски их жизни, самые цветущие и горячие. Расскажи о движении «Матери 328», что сделано, что делается, нужна ли помощь?
Опять же, если вопрос касается движение «Матери 328», то лучше обо всем подробнее расспросить их. Скажу только что это сильные духом женщины, которые немало сделали для своих и не только детей в нашей стране. Этих женщин знают чиновники всех уровней, министерств и департаментов. Наш с ними взгляд на проблему конечно же разный, однако за пару лет мы вместе поняли что наши организации — фактически одна команда. Со многими матерями мы в постоянном контакте и часто координируем наши действия. Если мы предпочитаем технологии, перформансы и озвучивать в медиа самые смелые и непопулярные среди многих вещи, то матери непосредственно идут с боем на всю эту систему. Они бьются за свободу своих детей на всех уровнях, начиная с администраций колоний, заканчивая генеральным прокурором и администрацией президента. В самый решительный момент они могут объявить голодовку.
Шуневича Игоря больше нет на посту министра внутренних дел. Со статьи 328 слетел слой пыли. Legalize Belarus, что дальше, просветительская деятельность, беседы с теми кто за (против), художественные инсталляции, перформанс?
Верно подмечено, что нынешние изменения в 328 это пыль. Такая же пыль, за которую сажают на 12 лет. Ничего существенно не поменялось, поэтому мы продолжаем.
Сейчас, в октябре 2019, в Беларуси проходят выборы в Парламент и мы используем эту возможность, чтобы бороться за свои права. Мы объединились тремя молодежными организациями (#учёбаважнее, Задзіночаньне Беларускіх Студэнтаў и Legalize Belarus), чтобы выступить единым Молодежным Блоком с общей повесткой, которая больше всего волнует молодых людей в Беларуси: это отмена «Закона об отсрочках», отмена уголовной ответственности за хранение незначительного количества психоактивных веществ с целью личного потребления и упразднение принудительного распределения студентов. Я выдвигаюсь кандидатом в депутаты по 99-му Юго-западному округу (Малиновка, Петровщина, Роща). Вообще, все ресурсы организации сейчас будут направляться на достижение нашей главной на данный момент цели —
это декриминализация малых количеств контролируемых веществ (отмена уголовной ответственности за хранение и употребление). Декриминализация смогла бы решить ряд проблем, связанных с применением статьи 328 и сделала бы наше «антинаркотическое» законодательство более адекватным и приближенным к международным стандартам.
О творчестве. Čas Łajna (Час Лайна) как расшифровывается? Есть ли «скрытый» смысл, как пришло название группы, быть может, есть история?
Расшифровки я оставлю вам, а вот про то, как пришло название группы, есть история. Это был первый курс, мы очень любили ходить в мак и у нас с другом было дурацкое развлечение — придумывать названия для музыкальных группам. Ну и вот как-то «Час Лайна» пришло мне в голову и показалось очень удачным, почти сразу же мой друг изобразил на салфетке герб нашей группы (часики). Это я всё к чему. А, к тому что название группы возникло раньше самой группы. Чуть позже мы с другим моим другом собрались вечером у меня, случайно сочинили «пладова-ягадную», название для группы уже было, и дальше понеслось.
Музыка это твое хобби или язык, с помощью которого вы наводите коннект, освещая с одной стороны избитые стереотипы, с другой драйв и веселье?
И хобби, и язык, и коннект и драйв и веселье. Музыка для меня — это квинтэссенция жизни. И, судя по тому как мало я пишу музыки, жизнь у меня сейчас хуевая.
Čas Łajna это «легкий» панк или сатира?
Čas Łajna — это в первую очередь тренировочный плацдарм для всего что исходит из души каждого из участников. Это белагрофолкпанк, хип-хоп борцов с абсурдом, это анекдоты категории Б на кассете с двух сторон.
Готовится полноценный альбом, совместные работы?
Если суждено, во время этой напряжённой избирательной кампании он и появится на свет, хотя бы в душе артиста, остальное дело техники. Идеи и предложения совместных работ были, однако не хочется говорить о том, чего пока нет или не планируется.
Немного о литературе. Знаком ли с современной беларуской поэзией, художественной литературой? Если да, кого можешь назвать, выделить (авторов, книги). Что бы порекомендовал прочитать или обратить внимание (из нашей литературы)?
К сожалению, не обладаю глубокими познаниями в современной беларуской литературной сцене. Могу посоветовать поэта Виталя Рыжкова потому, что он приятен на ощупь, и еще Алеся Снега, потому что он мой друг. Ещё советую ходить на поэтические вечера, особенно Не:Трогай — именно там я узнаю про новых беларуских поэтов. Меня иногда заносит читать всякую маргинальщину, наподобие «Валацуг» Алексея Толстого. Это явно не шедевр литературы, но вайб интересный.
Ещё есть какой-то рассказ про Либерию, вроде так и называется, тоже советую прогуглить. В общем-то книги про то как можно проебывать жизнь, путешествуя казалось бы по интересным местам.
Планируешь ли написать книгу, сборник стихотворений?
Если за эту жизнь у мня хватит времени написать хотя бы одну книгу или издать сборник стихотворений – моя жизнь определённо удастся 🙂
Что бы хотел пожелать (вдохновить, поддержать, направить) сегодняшнему молодому поколению?
Не молчите, ребята. Если что-то не нравится, не понимаете — говорите об этом. Если что-то нравится или если кого-то любите — тоже обязательно говорите об этом. Нам достаточно начать разговаривать и мир вокруг нас начнет ощущаться скорее как магическая сказка, чем как что-то бренное и непроходимое.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.