Беларуский нарколог Алексей Александров рассказал, к чему приводит стигматизация потребителей ПАВ
Врач психиатр-нарколог Александров Алексей Алексеевич в своей научной работе описывает ситуацию с отношением к потребителям психоактивных веществ в Беларуси и объясняет, в чем заключаются основные проблемы. Редакция Legalize Belarus полностью поддерживает автора публикации и считает, что эту информацию должен знать каждый, кто стремится к соблюдению прав человека.
Стигматизация потребителей ПАВ является одним из главных препятствий для улучшения их жизни. Особенно страдают от этого люди, использующие инъекционный способ введения психоактивных веществ. Также в этой группе самый высокий уровень ВИЧ-инфицированных. Т.е. такие потребители живут c «двойной» стигмой. Алексей Алексеевич Александров считает, что действия по преодолению стигматизации и дискриминации потребителей ПАВ должны охватывать прежде всего эту наиболее уязвимую во всех отношениях группу.
Сейчас в Беларуси идет борьба, направленная не на снижение употребления психоактивных веществ обществом или снижение вреда от их употребления, а борьба с самими потребителями ПАВ. Т.е. государство буквально пытается избавиться от таких людей. По статистике за 1994–2004 год более 50% зависимых от психоактивных веществ было снято с наркологического учета в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы или смертью. И до сих пор политика нашей страны в этой области практически не изменилась. Однако таким способом устранить растущий интерес общества к психоактивным веществам и распространение сопутствующих инфекций невозможно.
Алексей Алексеевич Александров в своей работе пишет: «Cамые первые признаки стигматизации обнаруживаются в терминах, описывающих сферу потребления психоактивных веществ. Главной стигмой является понятие «наркоман». По мнению большинства обывателей и даже некоторых врачей, любой человек, попробовавший ПАВ, является «наркоманом». Специалисты в области здравоохранения в нашей стране, несмотря на все рекомендации ВОЗ и ООН, не проводят различий между единичным, систематическим и зависимым потреблением веществ. Термины «наркоман», «больной наркоманией» являются явно стигматизирующими и подразумевают безнадежность. Они выдвигают зависимость от вещества на первый план, подкрепляя представление о том, что этот аспект занимает центральное место среди всех характеристик данного человека. «Наркоман» уже не «гражданин», не «человек», он никто».
Вторая стигма — слово «наркотик». Такой термин изначально подчеркивает рассмотрение проблемы с точки зрения криминальности. Если же сравнить с английским языком, то там используют слово «drug», однако перевести его можно и как «наркотик», и как «лекарство». «Таким образом на языковом уровне поддерживается гипотеза самолечения душевных ран», — отмечает Александров.
Поэтому лучше использовать другие определения. Термин «наркотик» можно заменить на «психоактивное вещество», поскольку первый является в большей степени юридическим и, соответственно, криминализирующим его потребителя. А вместо слова «наркоман» правильнее будет сказать «потребитель психоактивных веществ».
Такой подход позволяет изменить отношение общества к проблеме потребления ПАВ, а, соответственно, и оказывать больше помощи в области снижения вреда. Также это мотивирует самих потребителей за такой помощью обращаться, т.к. они видят в этом понимание и поддержку, а не осуждение.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.