Кетаминовая терапия способна помочь солдатам быстрее справиться с психологическими травмами
Две трети пациентов, прошедших несколько сеансов психотерапии с использованием кетамина, имеют значительное улучшение состояния здоровья.
Военный психолог и врач Игорь Холодило эвакуировал товарищей с поля боевых действий в начале 2023 года, когда в его джип попал снаряд российского танка. Он остался едва в состоянии общаться. Операция спасла его сердце и зрение, но исправить невнятность речи и заикание не получалось. Игорь испробовал все виды радикальной терапии, однако ничего не помогало. Затем он встретил Владислава Матреницкого, пионера психоделической психотерапии, который предложил ему попробовать кетамин.
Игорь Холодило не ожидал многого, но результаты оказались ошеломляющими. Уже после одного сеанса заикание практически исчезло, а после пяти он почти вернулся в норму. Прошли страхи, связанные с повседневной жизнью. По словам Игоря, кетаминовая терапия была непростой для него, но она позволила справиться с травмой: «Я вернулся к тому, что можно было бы назвать жизнью. Я чувствовал себя счастливым».
Кетамин разрешен в Украине для лечения психических заболеваний с 2017 года. Терапевтическое использование психоделиков исследовалось в Америке еще в 1950-60-х годах, но в период зарождения движения хиппи оно потеряло популярность, и такие препараты стали приравнивать к ПАВ наподобие героина. Однако в последнее десятилетие ситуация начала меняться.
Во время войны в Украине вопрос о новых методах лечения особенно актуален. Доктор Матреницкий, который руководит единственной в стране клиникой, предлагающей кетаминовую терапию, говорит, что он оказал помощь примерно 300 пациентам, страдающим депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) или тревогой. Растущую долю среди них составляют солдаты.
40-минутный сеанс стоит 4000 гривен (105 долларов США), хотя некоторым солдатам лечение предоставляется бесплатно. Стандартный курс включает от двух до шести процедур, в течение которых кетамин вводится с помощью капельницы в дозировке 0.5 миллиграмм на килограмм массы тела. Психотерапевт сопровождает пациента во время сеанса. Цель, по словам доктора Матреницкого, состоит в том, чтобы выявить подсознательные травмы. Он говорит, что около трети его пациентов, получают «чрезвычайно хорошие» результаты, а еще одна треть — «достаточно хорошие». Плохие реакции, такие как панические атаки, встречаются редко. В таких случаях лечение прекращают.
Врач считает, что большинству солдат, участвующих в бою, будет полезна кетаминовая терапия. Он обвиняет стигму и «советский» подход к военной медицине в замедлении доступа к ней и лоббирует ее более широкое распространение. Другая цель — расширить список препаратов для лечения психических заболеваний, включив в него МДМА и псилоцибин.
Ксения Возснитина, директор государственного военно-реабилитационного центра «Форестная поляна», считает, что пилотный проект с использованием МДМА и псилоцибина может получить одобрение в течение шести месяцев. В мае ее центр спонсировал конференцию по использованию психоделиков в психотерапии. Но Ксения уверена, что психоделики следует использовать умеренно и ни в коем случае не для действующих солдат. «Это терапия для сложных ситуаций, лекарственно-резистентного посттравматического стрессового расстройства, когда обычные методы не работают», — говорит она.
Однако Игорь Холодило считает, что Украине следует использовать психоделики для улучшения боевых качеств. Он говорит, что их применение способно предотвратить развитие депрессии у бойцов на передовой, а также это может стать ритуалом подготовки солдат к вероятной смерти. «Об этом думает каждый солдат, отправляющийся в бой. Некоторых из них это парализует», — отмечает Игорь Холодило. По его словам, солдат, который принимает на себя риск смерти, является гораздо более эффективным воином и имеет больше шансов выжить.
Армия все еще далека от внедрения терапии c использованием кетамина, не говоря уже о ее предоставлении военнослужащим. Но вооруженные силы Украины сильно децентрализованы, и некоторые подразделения, очевидно, проводят эксперименты. Доктор Холодило рассказал, что уже направил на лечение одно элитное подразделение спецназа: «Солдаты были удивлены тем, что смогли так быстро вернуться в строй».
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.