Нидерланды рискуют стать наркогосударством из-за международной криминализации оборота ПАВ
В Нидерландах национальная политика в отношении психоактивных веществ на протяжении десятилетий сосредоточена на снижении рисков для здоровья потребителей — и была успешной. Однако ситуация может измениться из-за наркополитики других стран.
Известно, что каннабис в Нидерландах можно использовать в личных целях при определенных условиях. Психоактивные вещества, которые относятся к категории тяжелых, технически незаконны, но хранение их в небольших количествах часто не преследуется по закону. Это все приводило к положительным изменениям и улучшению качества жизни населения.
Кроме того, полиция смогла справиться с крупнейшими торговцами ПАВ, которые действовали на местном уровне. Были преступления, связанные с психоактивными веществами, и даже убийства, но они оставались отслеживаемыми и в значительной степени управляемыми. Незаконный оборот ПАВ практически не влиял на экономику и повседневную жизнь.
Однако теперь, подстегиваемая международной криминализацией ПАВ, незаконная торговля психоактивными веществами стала более прибыльной и жестокой. Последствия оказались катастрофическими. За последнее десятилетие порт Роттердама, крупнейший порт Европы, стал глобальным транзитным узлом для кокаина. Власти активизировали усилия по борьбе с незаконным оборотом психоактивных веществ, но пока это не принесло результатов. Последние данные показывают рекордный рост количества изъятого кокаина: с чуть более 22000 килограмм в первой половине 2022 года до 29702 килограмм в первой половине 2023 года.
Недавние тенденции в незаконной торговле ПАВ вызвали еще одну серьезную проблему — вовлечение детей в качестве сборщиков коки. Также по мере увеличения конфискованных сумм растет и насилие. Например, в Амстердаме были убиты три ключевых фигуранта крупного уголовного дела против международного наркосиндиката: брат свидетеля, его адвокат и известный журналист, выступавший в качестве советника.
Амстердам, как международный финансовый центр, теперь служит рынком, где определяется спрос на психоактивные вещества, проводятся переговоры и финансовые операции. Он стал местом, где наркобароны выводят полученные преступным путем деньги или направляют их в налоговые убежища. Это все больше сказывается на легальной экономике, особенно в сфере недвижимости, деловых услуг и гостиничного бизнеса. Если продолжать идти по нынешнему пути, средства, полученные криминальным путем, станут значительной частью экономики страны, а насилие достигнет небывалого уровня. Это приведет к социальным потрясениям, ухудшению состояния кварталов, появлению поколений уязвимых молодых людей, которые будут вовлечены в преступную деятельность, и подрыву верховенства закона.
Проблемы, с которыми сейчас сталкивается страна, не являются следствием либеральной наркополитики, скорее наоборот. Возьмем, к примеру, подход правительства к МДМА, возникший под влиянием глобальной войны с наркотиками, которая с конца 1980-х и начала 90-х годов становилась все более репрессивной. Из-за международного давления в 1988 году МДМА классифицировали как сильное и опасное психоактивное вещество, оборот которого регулировался Законом об опиуме, но это лишь способствовало повышению прибыльности незаконного производства МДМА.
Проблемы, возникшие в Нидерландах, показывают необходимость глобального изменения нынешнего подхода. Речь идет о признании факта, что война с наркотиками контрпродуктивна. Альтернативы должны быть срочно обсуждены в местных органах власти, национальных парламентах и особенно на международных ассамблеях. Запрет ПАВ закреплен в международных договорах, которые ограничивают пространство для национальной политики в этом отношении, а это означает, что придется создавать новые международные альянсы, которые отдают приоритет здоровью и безопасности над карательными мерами.
Существует множество исторических примеров, которые могут помочь найти альтернативу. С начала 1980-х годов создание в Нидерландах объектов снижения вреда, таких как пункты предоставления метадона и зоны употребления ПАВ для потребителей героина, улучшили условия и качество их жизни, в то время как количество последствий, связанных с психоактивными веществами, и уровень преступности снизились. Еще одним примером является Уругвай, где правительство легализовало каннабис для рекреационного, медицинского и промышленного использования и создало его регулируемый рынок со строгими правилами производства, распространения и продажи.
Фемке Халсема, мэр Амстредама, сказала по этому поводу: «Регулирование рынка, государственные монополии или предоставление медицинских услуг — это лишь некоторые из возможных и не обязательно исключительных альтернатив. Но ни одна из них не является быстрым решением. Преступные группировки будут использовать насилие, чтобы защитить свою прибыль, а риск для здоровья, связанный с некоторыми психоактивными веществами, по-прежнему будет огромным. Это означает, что необходимо сознательно и продуманно менять курс, а также учитывать временную обратную реакцию. И ничто не может служить оправданием для бездействия. На карту поставлено будущее людей, качество их жизни, стабильность экономики и верховенство закона».
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.