Виртуальная реальность может помочь в лечении расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ
Ученые предлагают использовать виртуальную реальность, чтобы в безопасной среде обучать пациентов с расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, контролировать ситуацию и справляться с желанием принять психоактивное вещество.
Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ подразумевают потерю контроля над употреблением и представляют собой серьезную проблему. Одной из ключевых целей терапии таких расстройств может быть управление тягой, навязчивой, мучительной и непроизвольной мотивацией к употреблению.
Тяга часто автоматически появляется в контексте повседневной жизни, например, если человек находится в месте, где до этого употреблял, встречается с людьми, с которыми делал это вместе, либо наблюдает вещи, связанные с употреблением, то его желание принять психоактивное вещество может сильно вырасти. Поэтому ученые решили проверить клинический потенциал виртуальной реальности в лечении расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ, поскольку эта технология позволяет моделировать ситуацию и учит контролировать пациентов свое состояние в реалистичных и безопасных условиях.
Всего в исследовании приняло участие 11 человек, имевших расстройство, вызванное употреблением кокаина. Сначала испытуемые отработали техники релаксации, а затем прошли три последовательных 10-минутных задания в виртуальной реальности: нейтральная виртуальная среда, виртуальная среда, связанная с кокаином, и сеанс релаксации.
Нейтральная виртуальная среда включала в себя нахождение в условиях обычной квартиры, а затем в этих же условиях создавалась обстановка с принадлежностями для употребления кокаина и проигрывались сценарии употребления. Исследователи обнаружили, что воздействие сигналов, связанных с кокаином, в виртуальной реальности значительно увеличило тягу к нему среди участников, что указывает на то, что виртуальная реальность может эффективно моделировать сценарии реальной жизни.
После сеанса релаксации участники сообщили об уменьшении тяги и негативных эмоций, а также об увеличении положительных эмоций.
Пока еще рано говорить об эффективности использования виртуальной реальности для обучения пациентов контролю над употреблением, однако ученые видят потенциал в применении такого инструмента.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.