Каждому депутату отправили предложение о декриминализации
Legalize Belarus отправили более 100 писем депутатам Палаты представителей с предложениями законодательной реформы.
Уважаемые депутаты Палаты представителей.
Мы неравнодушны к будущему и настоящему нашей страны. Видя изъяны в действующем антинаркотическом законодательстве, мы попытались оказать содействие их устранению, разработав поправки в Уголовный кодекс. Мы обращаемся к вам, как депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, с просьбой оценить предложения, которые были нами разработаны.
В ежегодном Всемирном докладе о наркотиках 2019 года Управление ООН по наркотикам и преступности разделило потребителей контролируемых веществ на две группы: тех, кто не имеет зависимости и проблем со здоровьем, вызванных потреблением, и тех, кто имеет. В докладе приводится такая статистика: в 2017 году 87% потребителей не имело проблем, вызванных потреблением, 13% — имело (страницы 9, 11 доклада). Отмечается, что с 2009 по 2016 такое соотношение остается стабильным, почти не меняясь. Это средние по миру показатели, однако, можно предположить, что в Беларуси ситуация похожая.
Казалось бы, если многочисленная первая группа не имеет зависимости и проблем со здоровьем, то почему действующее законодательство вообще считает нужным применять к ним уголовное наказание? Ведь потребитель не вредит другим людям, максимум — себе. Но не для закона Республики Беларусь: у нас жизнь таких людей может быть легко сломана, потому что уголовная ответственность наступает за хранение любого количества вещества, даже самого незначительного. А употребление без хранения невозможно.
Это противоречие можно устранить, если ввести в закон разграничение по количеству обнаруженного вещества. Это самый простой и распространенный способ отделить потребителя от поставщика. Он применяется во многих странах. Следуя за мировой практикой, мы предлагаем изменить статью 328 часть 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь таким образом, чтобы за действия с незначительным количеством контролируемых веществ устанавливалась административная ответственность вместо уголовной. Уголовную ответственность за хранение мы предлагаем оставить, начиная со значительного размера вещества. Такой подход спасет десятки тысяч простых людей от судьбы «уголовников».
Но 13% потребителей всё же имеют проблемы, вызванные употреблением. Помочь таким людям призвана медицина: зависимым людям нужна специальная помощь и поддержка. Участие милиции, применение силовых методов мешает потребителям с проблемами получать эффективную медицинскую помощь. Люди с синдромом зависимости, люди в ситуации передозировки, и даже их близкие и друзья боятся обращаться за помощью, чтобы не оказаться на скамье подсудимых.
Декриминализация — т.е. введение административной ответственности за действия с незначительным количеством контролируемых веществ, — поможет таким людям преодолеть страх, получить помощь врачей, вернуться в общество. Возможно, этим 13% потребителей декриминализация поможет ещё больше, чем первой группе, потому что для них обращение за помощью — это чаще вопрос жизни и смерти, чем для первой группы. Чем меньше препятствий стоит на пути к получению помощи, тем больше жизней в итоге будет спасено.
Другими словами, мы не предлагаем убрать ответственность совсем, а лишь в некоторых случаях заменить уголовную ответственность на административную. То есть наказание остается в законодательстве и оно всё так же будет останавливать людей от потребления, как и сейчас. Однако наказание перестанет нести рядовым потребителям катастрофические, критические для жизни, последствия. Это позволит им с намного меньшим страхом обращаться за помощью в медицинские учреждения и открываться своим близким и друзьям, получая от них поддержку, столь необходимую в борьбе за свое здоровье. Эта мера также замедлит распространение ВИЧ, гепатита и других заболеваний, передающихся через иглы и шприцы при инъекционном употреблении.
Кроме того, декриминализация приведет к тому, что потребители будут меньше прятаться от государства, чаще обсуждать это со своими друзьями и чаще обращаться за медицинской помощью, что облегчит фиксацию правонарушений. Это поможет проблеме стать более явной и контролируемой, а значит имеющей потенциал к улучшению ситуации. Доходы государства, полученные со штрафов можно будет использовать в медицине и потратить их на профилактику и реабилитацию наркозависимых. Декриминализация также поможет разгрузить судебную и правоохранительную системы и позволит органам правопорядка сосредоточиться на раскрытии более серьезных преступлений.
По этим же причинам мы предлагаем полностью исключить статью 328-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая устанавливает уголовную ответственность за повторное употребление наркотиков или появление после их потребления в общественных местах. Она, также как и часть 1 статьи 328, создает у потребителя страх показаться на людях и позвать на помощь в случае критической для здоровья ситуации. Человек, страдающий наркотической зависимостью, не вполне может отдавать отчет своим действиям. И вместо того, чтобы помочь человеку, государство возбуждает уголовное дело. Мы предлагаем оставить в Уголовном кодексе номер этой статьи, но заменить содержание: вместо дополнительного наказания для простых потребителей, наоборот, ввести дополнительное наказание для организаторов преступных групп — по сути, для организаторов интернет-магазинов.
Как показывает печальная практика применения ст. 328, нередко простые потребители становятся фигурантами уголовных дел по ч.2 и ч.3 ст.328 за «распространение» во время совместного употребления либо покупки контролируемых веществ. Однако этих людей вряд ли можно назвать наркоторговцами и распространение, если таковое имеет место, является бытовым и не преследует цели извлечения прибыли. Уголовное преследование за действия с незначительным количеством веществ провоцирует ситуацию, при которой простой потребитель или же человек с зависимостью может получить от 8 до 15 лет лишения свободы, не являясь при этом реальным распространителем, извлекающим прибыль от своих действий. Декриминализация хранения незначительных количеств контролируемых веществ поможет остановить подобную практику применения ст. 328 и отделить потребителей от наркоторговцев.
В связи с этим мы также считаем необходимым пересмотреть понятие сбыта наркотических средств. Сейчас, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 26.03.2003 № 1 под сбытом понимается любая, как возмездная, так и безвозмездная передача наркотических средств от одного лица другому. Такая трактовка данного понятия привела к тому, что за «сбыт» (наркоторговлю) было осуждено множество молодых людей и подростков, которые в действительности были потребителями и не преследовали цели извлечения прибыли от передачи веществ, получив сроки, несоизмеримые содеянному.. Считаем важным пересмотреть и закрепить на уровне закона понятие сбыта как акта передачи контролируемых веществ с целью извлечения имущественной выгоды. Это позволит отделить участников совместного употребления с передачей веществ из рук в руки от настоящих сбытчиков. Безвозмездную передачу контролируемых веществ, не имеющую цели извлечения имущественной выгоды следует квалифицировать как «передачу», поставив её в один ряд с хранением, перевозкой, приобретением и другими признаками состава преступления, содержащихся в ч.1 ст. 328.
Мы считаем что уголовная ответственность за сбыт (с целью извлечения имущественной выгоды) должна быть также дифференцирована в зависимости от объема вещества. Необходимо ввести понятия сбыта в значительном, крупном и особо крупном объеме. Такой подход в уголовном законодательстве существует в большинстве стран мира, в том числе в соседних России, Украине, Литве, Польше и других странах. Подросток, сделавший одну «закладку» и поставщик 1000 кг нелегальных веществ не должны получать одинаковые сроки в 8-15 лет лишения свободы. Характер и степень общественной опасности от таких действий существенно различаются.
Еще одна поправка, которую мы предлагаем внести, касается детей. В 2014 году возраст уголовной ответственности за распространение контролируемых веществ был снижен с 16 до 14 лет. Сотни детей, которые закладывали пакетики с контролируемыми веществами, получили чудовищные сроки, а организаторы бизнеса так и остались в тени. Ребенок в 14-15 лет ещё не понимает всей опасности наркотиков и уж тем более не разбирается в их видах и размерах. Для него поработать «курьером» — всего лишь интересное приключение и легкие деньги. Нельзя ломать человеческие жизни в столь юном возрасте, поэтому возраст уголовной ответственности по статье 328 мы предлагаем вернуть на прежний уровень.
Законопроект предусматривает также ряд других изменений:
- снизить верхнюю планку наказания за сбыт по ч.2 ст. 328 с 8 до 6 лет лишения свободы, чтобы за единичный сбыт, с учетом возраста и личности обвиняемого было возможным назначить наказание, не связанное с лишением свободы
- действия, совершенные с целью сбыта считать как приготовление к сбыту
- снизить сроки по некоторым другим частям ст.328 УК РБ на несколько лет
С полным текстом законопроекта и его обоснованием можно ознакомиться по ссылке: http://bit.ly/328reform
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.