Проект закона о декриминализации статьи 328 с пояснениями

В июне 2019 года Палата представителей признала наличие перегибов в государственной наркополитике. Были снижены нижние пределы санкций за распространение контролируемых веществ. Однако принятых поправок явно недостаточно для восстановления справедливости и реализации гуманной наркополитики, нацеленной на здравоохранение.

Проект закона о декриминализации статьи 328 с пояснениями
Legalize Belarus
18 октября 2019
Пресс-служба

Мы призываем к справедливой дифференциации уголовной ответственности за преступления, связанные с оборотом контролируемых веществ. Для примера, в России за хранение незначительных размеров без цели сбыта предусмотрена лишь административная ответственность в виде штрафа или ареста на срок до 15 суток. Сейчас в нашей стране даже за хранение десятой доли грамма конопли человек получает судимость и как минимум полгода ограничения свободы. Государство не в силах вскрыть реальных наркоторговцев и отыгрывается на обычных потребителях.

В нашем законопроекте разграничивается ответственность потребителя в зависимости от объёма контролируемого вещества. Для этого часть 1 статьи 328 разбивается на три состава. Вводится понятие значительного объема вещества. Часть 1 статьи 328 в нашей редакции устанавливает ответственность за изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку и пересылку контролируемых веществ в значительном размере. К этим действиям добавляется передача (без цели извлечения имущественной выгоды) контролируемых веществ, которая обычно совершается в небольшом размере по отношению к близкому знакомому и явно не несёт в себе той же общественной опасности, что и наркоторговля. Те же действия, совершенные в размере, который не превышают значительный, переносится в Кодекс об административных правонарушениях, т.е. перестают являться уголовным преступлением. Такой подход разгрузит работу следствия и существенно пополнит государственный бюджет штрафами. Часть 2 предлагаемой редакции статьи 328 устанавливает ответственность за действия, предусмотренные частью 1, но уже совершенные в крупном размере.

Вторая группа поправок касается необходимости четкого отделения преступлений, связанных со сбытом (с целью извлечения имущественной выгоды) контролируемых веществ. Часть третья новой редакции статьи 328 устанавливает ответственность за незаконный сбыт контролируемых веществ с целью извлечения имущественной выгоды, где верхний предел ограничен 6 годами тюрьмы, чтобы за единичный случай сбыта с учётом личности виновного суд имел возможность назначить преступнику условное наказание. Действия, совершённые с целью сбыта (с целью извлечения имущественной выгоды), при доказанности этой цели следует квалифицировать как приготовление к сбыту (с целью извлечения имущественной выгоды), а поскольку реально преступление ещё даже не было начато, максимальное наказание за это ограничивается 3 годами лишения свободы.

Несмотря на то, что частью 2 статьи 328 в текущей редакции предусмотрена ответственность за сбыт контролируемых веществ, реально подавляющее большинство распространителей осуждается по части третьей данной статьи. Дело в том, что в ней есть признак совершения преступления лицом, ранее совершившим любые преступные действия с контролируемыми веществами. Но очевидно, что перед тем, как что-то сбыть, нужно сначала это приобрести и хранить. В новой редакции этой части (которая становится частью 4) наказываются только те распространители, которые ранее были судимы именно за сбыт (с целью извлечения имущественной выгоды). Максимальное наказание по этой статье снижается на три года – до 12 лет тюрьмы. Кроме того, исключается признак «особо опасного» вещества, т.к. крупный размер этих веществ и так намного меньше, чем у остальных.

Не так давно в части четвертой текущей редакции статьи 328 появился признак использования лабораторной посуды или лабораторного оборудования. Действительно, наличие лаборатории свидетельствует о промышленных масштабах производства психоактивных веществ, что должно влечь повышенную ответственность. Но термин «лабораторная посуда» слишком спорный, поскольку при большом желании сюда можно отнести обычную миску, колбу и пипетку. Он изымается из этой части, при этом в ней остается лабораторное оборудование. Кроме того, из этой части изымается признак «в составе организованной группы», т.к. давать от 10 до 20 лет лишения свободы простым «закладчикам», а не организаторам таких групп, неправильно. Такая ответственность для организаторов преступных групп устанавливается отдельно в статье 328-2.

Статья 328-2 в нынешней редакции — наиболее яркий пример, когда государство зачем-то начинает жестоко карать именно потребителей контролируемых веществ. За употребление наркотиков или появление после их потребления в общественных местах и так предусмотрена административная ответственность. Введение уголовной ответственности за повторное нарушение может лишь создать угрозу жизни и здоровью наркозависимого человека, так как он будет бояться показаться на людях и позвать на помощь. Эта статья явно лишняя в Уголовном кодексе, и она в нынешнем виде полностью исключается. Формально, вместо нее вводится статья, которая устанавливает ответственность для организаторов преступных групп (руководителей интернет-магазинов).

Еще одна поправка касается детей. В 2014 году возраст уголовной ответственности за распространение контролируемых веществ был снижен с 16 до 14 лет. Сотни детей, которые закладывали пакетики контролируемыми веществами, получили чудовищные сроки, а организаторы бизнеса так и остались в тени. Ребенок в 14-15 лет ещё не понимает всей опасности наркотиков и уж тем более не разбирается в их видах и размерах. Для него поработать «курьером» — всего лишь интересное приключение и легкие деньги. Нельзя ломать человеческие жизни в столь юном возрасте,  поэтому возраст уголовной ответственности по статье 328 возвращается на прежний уровень.

Текст законопроекта разработан в рамках Молодежного блока и доступен по ссылке.

 
Можно, если осторожно

Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.