Дизайнеры под ЛСД: как калифорнийские любители психоделиков повлияли на современный дизайн
Вы когда-нибудь задумывались о том, как появились иконки электронной почты, корзины и, например, Google Docs? Ответ кроется в культуре хиппи 60-х годов и творческих личностях, которые любили психоделики.
Сейчас упорядочивание документов в компьютере не кажется чем-то необычным. Однако в 1968 году, когда Дуглас Энгельбарт впервые продемонстрировал новый мир оконного интерфейса, гипертекстовых ссылок и видеоконференций, восторженная публика скорее всего подумала, что он находится под кайфом. Не уже говоря о том, что всем претворением документов на экране он руководил с помощью странного округлого контроллера, который называл «мышью».
Как и многие калифорнийские технологические творцы того времени, Энгельбарт был сторонником расширяющих сознание веществ. Он даже был руководителем Центра исследований расширения человеческого сознания при Стэнфордском исследовательском институте. Дуглас и его команда принимали кислоту в тестовых условиях в надежде вдохновиться на новые технологические прорывы.
Конечно, употребление ЛСД не всегда приводило Энгельбарта к революционным идеям. Например, во время одного трипа, после того, как он часами зачарованно смотрел на глухую стену, Дуглас придумал «игрушку-погремушку» — приспособление для приучения к горшку в виде миниатюрного водяного колеса, которое крутилось и звенело, когда на него писали.
Другой известный изобретатель и по совместительству любитель психоделиков — Стив Джобс — также крайне сильно повлиял на дизайн. Многие вещи, которые кажутся нам привычными, стали таковыми, потому что в свое время Стив Джобс смог преподать их так, что они стали общеиспользуемыми. Так, во время экскурсии по предприятию Xerox в 1979 году 24-летний Стив Джобс был очарован концепцией «рабочего стола». «Я подумал, что это лучшее, что я когда-либо видел в своей жизни», — сказал он. «В течение 10 минут мне стало очевидно, что когда-нибудь все компьютеры будут работать так».
В итоге Джобс, Стив Возняк и его команда смогли донести до людей потенциал новой технологии гораздо лучше, чем конкуренты из Xerox. Реклама Xerox Star 1981 года размещалась в обычном офисе и просто методично объясняла, как компьютер произведет революцию в секретарской работе и делопроизводстве. А реклама Apple 1984 года это захватывающий тизер, снятый Ридли Скоттом. В ней показана комната полная серых людей, которым читает лекции фигура Большого Брата на большом экране, который затем драматически разбивается лихой женщиной-спортсменкой, бросающей в него большой молоток. Apple, как бы, обеспечивает спасение человечества от Большого Брата. Реклама подразумевала, что Mac станет разрушительным инструментом для достижения окончательной личной свободы.
Они одни из первых, кто начал делать акцент на userfriendly интерфейсе, в полном смысле слова. Это вылилось в знаменитый «скеоморфный» дизайн иконок и программного обеспечения Apple: цифровые инструменты повторяют свои реальные аналоги, будь то кнопки калькулятора или желтые квадратики липких заметок Post-it.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.