Каптагон стал главным психоактивным веществом на Ближнем востоке
Психотропное вещество под названием каптагон сегодня считается любимым ПАВ арабской молодежи, различных террористических организаций, а также является самым распространенным на Ближнем Востоке.
Каптагон практически неизвестен за пределами этого региона, однако история его появления напрямую связана с Европой. В 1961 году дочерняя компания германского химического концерна Дегусса (нем. Degussa AG) синтезировала фенетиллин. Это соединение, которое в организме человека распадается на амфетамин и теофиллин и оказывает мощный стимулирующий эффект на центральную нервную систему. Фенетиллин повышает тонус и концентрацию, придает уверенности и вызывает эйфорию. Под товарным знаком Captagon Дегусса рекламировал вещество как лекарственный препарат от нарколепсии, синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
В 1986 году Организация Объединенных Наций внесла фенетиллин в список психотропных веществ, которые можно производить только по государственной лицензии, а продавать по рецепту. Но это не помешало КГБ, на тот момент социалистической Болгарии, заняться нелегальным изготовлением и экспортом каптагона на Ближний Восток в коммерческих целях. Болгарский трафик каптагона пережил и обвинение Международного комитета по контролю над наркотиками, и падение социалистического режима.
В начале 2000-х годов Болгария готовилась вступить в Евросоюз, и ей пришлось покончить с подпольными лабораториями. С тех пор производство этого психоактивного вещества окончательно перебралось поближе к рынкам сбыта на Ближний Восток. Там каптагон быстро стал одним из самых популярных стимуляторов. Сегодня основным рынком сбыта и неофициальным лидером по употреблению каптагона является Саудовская Аравия. Также особой популярностью каптагон пользуется у членов многочисленных вооруженных и террористических формирований, воюющих на Ближнем Востоке. Различные средства массовой информации даже используют термин «наркотик джихада», говоря о популярности каптагона как у боевиков исламского государства, Хезболлы, Хамасса, так и в вооруженных силах Сирии. Препарат подавляет аппетит и помогает сохранять бодрость в течение длительного времени. Таблетки каптагона были найдены у убитых террористов Хамасса, которые участвовали в нападении на Израиль 7 октября 2023 года. Также о его применении на допросах говорили захваченные боевики этой организации.
На сегодняшний день Сирия является центром производства каптагона на Ближнем Востоке. За 13 лет гражданской войны, которая началась в 2010 году, экономика этой страны обвалилась на 60%, а уровень инфляции составил минимум 300%. В таких условиях производство и экспорт каптагона стал эффективным способом получить иностранную валюту.
Производство каптагона ведется при поддержке сирийского правительства как на государственных предприятиях, так и в подпольных лабораториях. Правительственные чиновники, командиры вооруженных формирований, спецслужбы и военные участвуют в переправке этого ПАВ за рубеж. Доходы от экспорта вещества в соседние государства остаются в основном у приближенных и родственников президента Сирии Башара Хафеза аль-А́сада.
В 2020 году в Сирию импортировали почти 50 тонн псевдоэфедрина — базового прекурсора каптагона, который обычно используют для производства лекарств от простуды. Трафик каптагона стоит больше, чем весь легальный бизнес в Сирии. Только в 2021 году стоимость всех задержанных в мире грузов каптагона составила 5.7 миллиардов долларов, а общий доход составил примерно 57 миллиардов долларов. Это в три раза больше всего суммарного трафика мексиканских наркокартелей.
Впрочем, одной только Сирией производство каптагона в регионе не ограничивается. Сосед Сирии, Ливан, еще в середине XX века стал важной точкой на карте трансатлантического трафика психоактивных веществ. Тогда местные дилеры закупали опиум турецких фермеров и переправляли его в Марсель, где корсиканская мафия изготавливала из сырья героин на экспорт в Соединенные Штаты Америки.
Сегодня контроль над стратегически важным для наркотрафика Ливаном находится у террористической организации Хезболла. Ранее Хезболлу неоднократно обвиняли в переправке опия и гашиша. Начиная со второй половины 2000-х годов, когда ливанское правительство по требованию ООН уничтожило маковые поля в стране, эту организацию все чаще связывают с производством и торговлей каптагоном.
Непрерывный поток дешевых стимуляторов из Сирии и Ливана осложнил отношения обеих стран с соседями. Так, Иордания, которая делит с Сирией 362 километра сухопутной границы, и вовсе перешла к прямым боевым действиям. В январе 2022 года контрабандисты Сирии столкнулись с приграничным иорданским патрулем. Военные убили 27 перевозчиков и изъяли 3.4 миллиона таблеток каптагона.
В этих условиях трафик каптагона является для Сирии не только способом пополнения бюджета, но и главным рычагом политического давления в регионе. Сегодня Сирия активна и не без успехов пытается реабилитировать собственную легитимность на международном уровне. В мае 2023 страну вновь приняли в Лигу арабских государств, а за свертывание каптагонавой индустрии Саудовская Аравия пообещала Сирии 4 миллиарда долларов прямой поддержки. Такие действия сирийского правительства многие называют наркодипломатией. Сирия пытается создать впечатление, что она способна одной командой перекрыть весь поток каптагона в обмен на важные уступки соседей по регионам. Но на самом деле пока нет никаких свидетельств того, что сирийские власти всерьез взялись за борьбу с этими веществом и готовы отказаться от такого прибыльного бизнеса. Однако даже если Сирия решит окончательно закрыть производство каптагона, простой в изготовлении стимулятор вряд ли исчезнет с черного рынка на Ближнем Востоке. До тех пор, пока контроль над регионом сохраняют вооруженные и террористические формирования с родственными связями в правящих элитах, каптагон и дальше будет оставаться главным психоактивным веществом на Ближнем Востоке.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.