SPEKTR.BY: Legalize Belarus — “Мы не собираемся раздавать на улице “косяки”
Последние несколько лет в Беларуси появилась волна обсуждений и споров, касательно статьи 328 УК РБ. Белорусские СМИ наполнены новостями о попытках семей осужденных добиться смягчения наказаний по данной статье и противоречивой информацией о деятельности неравнодушных активистов, выступающих за “легалайз”. Корреспондент SPEKTR.BY узнала: в чем разница между декриминализацией и легализацией и чем на самом деле занимаются активисты “Legalize Belarus”.
Общественная кампания “Legalize Belarus” занимается информированием общества о психоактивных веществах, наркотической зависимости и государственной политике в данном вопросе, а также выступает за отмену уголовного наказания за хранение контролируемых веществ в малых количествах.
“Legalize Belarus” с радостью пригласил SPEKTR.BY к себе на офис, где корреспонденту удалось пообщаться с Петром Маркеловым, Максимом Ковалевым и Михасем Воронцовым, которые являются активистами кампании.
Петр: – В 2016 году мы участвовали в “Конопляном параде”, который проходит ежегодно в Германии (прим.автора : Конопляный парад – демонстрация любителей употребления конопли, посвящённая борьбе за легализацию). Там мы впервые выступили на сцене и рассказали про наши проблемы в Беларуси: про «матерей-328» и другие громкие дела. После поездки мы начали задумываться о чем-то глобальном и через год начали свою деятельность с поездки уже на 21-ый парад.
Максим:
– Когда ребята приехали в Германию, они сделали первые наши белые майки “Legalize Belarus”.
Это было отправной точкой
– Год назад в 2 часа ночи со мной связался Петя и спросил не хочу ли я поехать в Грузию. Там организовывался семинар по проектному менеджменту от Erasmus (прим.автора: Erasmus – некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также других стран. Программа предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе). Мы решили, что наш проект будет посвящен “Legalize Belarus”. Это было отправной точкой, после которой мы начали заниматься проектом не на словах, а уже действительно имели цели, задачи и юридические документы.
Петр:
– Уже в августе мы были в кругу нескольких друзей, а после мы начали обрастать сторонниками, которые присоединились после публичных лекций, кинопросмотров и прочих мероприятий и стали частью нашей команды.
Максим: – В первую очередь мы выступаем за декриминализацию (прим.автора – юридическая переквалификация части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений либо правомерных действий), введение в УК РБ таких понятий как минимальный или незначительный размервещества.– Посмотрите на наших стран-соседей – Россию, Украину. В этих странах существует такое понятие, как незначительный размер. В России вес наркотиков, в частности марихуаны, до 5-6 г является незначительным, годящимся лишь для употребления и за это дают только штраф.
Действительно, согласно УК РФ, для наркотических средств, в частности каннабиса (марихуаны), установлены следующие значительный, крупный и особо крупный размеры: свыше 6 г, 100 г и 100000 г.– Этому есть пример: вокалиста известной музыкальной группы “Би-2” не так давно задержали на матче “Спартака” за марихуану при себе и дали за это штраф. Все.
История, о которой упоминает Максим, случилась в 2017 году с участником рок-группы “Би-2” на стадионе “Открытие Арена”, которого задержали с марихуаной при себе. Егор Бортник, по решению Тушинского районного суда Москвы, был оштрафован на 3.000 российских рублей.
– В Республике Беларусь, к сожалению, нет такого понятия как малый размер. Все крутится вокруг вопроса: “с целью распространения или сбыта?”. Причем доходит до таких крайностей и абсурдных случаев, как с парнем из Барановичей, которого задержали с весом меньше грамма. И таких случаев много. В уголовном кодексе есть понятия: наркотические средства и психотропные вещества. Мы же выступаем за более глубокую градацию этих веществ.Максим упомянул дело, о котором стало известно 9 июля по сообщению пресс-службы УВД Брестского облисполкома. Автомобиль жителя Березы был остановлен для досмотра, в ходе которого было обнаружено и изъято 0,0041 марихуаны.
Каждый второй – человек, осужденный за наркотики
– Если говорить о марихуане, то она во многих странах мира используется в медицинских целях. Примером служит Израиль. К слову, это страна, которая является первой по лечению онкологических заболеваний.
Говоря о лечебных свойствах и применении марихуаны в медицине, мнению ребят, естественно, имеет место быть. В древности марихуана использовалась в медицинских целях различными культурами мира. В современности вопрос ее использования медицине весьма противоречив.
Медицинская марихуана, или Медицинский каннабис относится к использованию конопли и каннабиноидов для того, чтобы лечить болезни или купировать их симптомы. Она используется от тошноты при химиотерапии, для улучшения аппетита у больных СПИДом, а также против хронических болей и мышечных спазмов, обладает противоопухолевым действием. Однако, существует ряд побочных эффектов, которые включают головокружение, усталость и галлюцинации, проблемы с памятью, психическое привыкание, обострение различных проявлений психоза. Существование долгосрочного эффекта, при использовании марихуаны в медицине, до конца не ясно.
Петр: Голландия, Чехия, некоторые штаты Америки – те места, где существуют отдельные магазины для продажи марихуаны с государственной лицензией. Заметьте, там не возникает ни роста преступности, ни повышения случаев наркотической зависимости. Естественно, у всех людей существует вероятность перехода на тяжелые наркотики – это не исключено. Но давайте сравним с хроническим алкоголизмом. Спросите у алкоголика, с чего он начинал, и он вам ответит, что с более легких напитков – пива, потом вино, затем водка и самогон. Все ведь зависит лишь от личных особенностей каждого человека, от его расположенности к зависимости и других факторов.
Максим: Сейчас мы сталкиваемся с тем, что более 15.000 молодых людей отбывают срок заключения по статье 328 УК РБ. Всего в Республике Беларусь около 30.000 осужденных. То есть каждый второй – человек, осужденный за наркотики.
Человека “берут” и предлагают сотрудничество
Михась: Сейчас очень много осужденных, как и случаев с несовершеннолетними. Большая часть из них – подростки 14-16 лет, которые отбывают срок от 8 лет лишения свободы. Да, все говорят, что не виновны, это человеческий фактор, страх. Однако, не стоит исключать, что во многих делах есть свидетельства того, что сами они не употребяли наркотики, а их подставили.
Максим: На самом деле работает такая схема у правоохранительных органов, когда человека “берут” и предлагают сотрудничество. Сотрудничество заключается в том, что человек кого-то должен сдать в обмен на условно-досрочное освобождение или сокращение собственного срока. А потом друг\подруга, которого он попросил взять\отвезти\привезти\забрать оказывается за решеткой на 8 лет.
– Если мы рассмотрим самую первую статью УК РБ, про назначение наказания, то увидим, что оно обязано назначаться исходя из принципов справедливости, гуманности, ответственности, размера вреда. А по факту? А по факту все, к сожалению, не так.
Мы не собираемся раздавать на улице “косяки”
Петр: Выходит, не обязательно доказывать факт распространения. В суде зачастую достаточно показаний и личных размышлений. Если человек что-то купил и решил угостить друзей просто так, то это уже будет являться распространением группой лиц.
Михась: Если каких-либо ребят задержали, при этом они покупали все вместе, но ни слова об этом не было сказано, то их не спросят и особо никто не станет разбираться.
– В случае легализации марихуаны (какая бы ни была цель – медицинская, или же промышленная), все равно необходимо начинать с малого. Наши люди очень настороженно относятся к этой теме. Мы не будем и не собираемся раздавать на улице “косяки”. Мы выступаем в первую очередь за введение понятия малого размера, пересмотр сроков. Ни о какой легализации не идет речи. Мы боремся за декриминализацию.
Максим: Если представить на минуту, что в Беларуси смогут легализовать марихуану, важно понимать, что нас ждет неизбежный всплеск употребления в первые несколько месяцев. Люди обязаны быть подготовленными, чтобы не было негативных последствий.
Петр: Люди должны понимать, что и как. Вспомните, как это было в Америке. После легализации произошли всплески, которые постепенно снижались. Число нелегальных поставщиков снизилось по причине возникновения легальных. Уменьшалось количество потребления среди тинейджеров – они стали понимать, что наркотики для взрослых, да и цена и условия покупки с возрастными ограничениями, естественно, повлияли на данный факт. Важно помнить, что не до конца сформированный и развитый организм несовершеннолетних людей, при употреблении сильнее подвержен негативным последствиям, чем взрослых.
Мы добились того, что власть считает это проблемой
Среди весомых мероприятий и акций, что удалось провести активистам, были: “Конопляная коляда” в 2017 году, за которое четверых активистов осудили в общей сумме на 600€, митинг за декриминализацию, который проводился на пикете кандидата в депутаты на выборах в Местные Советы Никиты Краснокутского, после которого БТ выпустило репортаж, выставляя их нарко-активистами, желающими подсадить страну на наркотики, а также акция у здания Парламента Республики Беларусь.
Петр: Что касается коляды, мы были в красочных костюмах со звездами в руках и шли по центральным улицам города, после чего МВД рассмотрело это как массовое мероприятие. Говоря о митинге перед выборами, то там было не меньше интересного. Кандидат в депутаты имеет полное право лишь уведомить властей о том, что где-то будет проходить митинг. Было круто то, что мы могли официально и полностью санкционировано говорить о проблемах через громкоговорители, с транспарантами в руках. Тогда еще Лидия Ермошина говорила, мол как мы могли, как посмели использовать выборы, чтобы кричать о своей легализации (улыбается). Не легализации, а декриминализации, что важно.– Во время митинга за декриминализацию, к нам подходили журналисты без каких-либо знаков или удостоверений, и представились корреспондентами RT (прим.автора: ранее Russia Today: с англ. — «Россия сегодня»). Они задавали очень много провокационных вопросов, записывали каждого из нас по 10 минут – искали за что зацепиться. После чего вышел репортаж на БТ и мы поняли, что к чему.
– 2 апреля 2018 год мы проводили акцию, приуроченную к весенней сессии Парламента. Мы хотели напомнить им про их прямые обязанности – рассмотрение законопроектов и о том, что общество требует пересмотра статьи 328.
Максим: Публичные акции – это лишь часть того, чем мы занимаемся. Мы делаем упор на образовательную часть – ведем публичные лекции о вреде наркотиков, проблеме “Матерей-328”, проводим кинопросмотры, с которыми ездим по областным городам и регионам Беларуси.
Совсем недавно Палата Представителей одобрила законопроект, предусматривающий снижение нижней планки наказаний по 2 и 3 части 328 статьи УК РБ на 2 года. Данный факт мало что меняет в вопросах, за которые борются активисты “Legalize Belarus”, однако это является показателем существующей обратной связи между не равнодушными гражданами и белорусскими властями.
Петр: К успеху, что теперь будут давать срок 6 лет, что на 2 года меньше, чем было, привела наша деятельность и деятельность “Матерей-328”. Мы добились того, что власть все-таки считает это проблемой.
Максим: Мы хотели и пытались создать диалоговую площадку для обсуждения данной проблемы. Мы направляли обращения в Верховный Суд, МВД, Центр законодательных инициатив, Парламент. Но все они ссылаются друг на друга: МВД говорит, что они не уполномочены и это должны решать в Парламенте, Парламент говорит, что они рассматривают только законопроекты, а готовит их Центр законодательных инициатив, последние в свою очередь говорят, что работают по списку, который утверждает Президент. А Президент сказал, чтобы всем осужденным по данной статье создали невыносимые условия. Позже с его стороны были слова о том, что необходимо дифференцировать покупателей и поставщиков. Однако, мы пока не видим особых подвижек.
Михась: Мы показываем своей деятельностью, что такие проблемы нужно решать публично и предавать общественному обсуждению. Работать с обществом нужно. Нужно дать понять, что потребитель – это не преступник. Ведь каждый из нас имеет право решать, что ему делать со своим телом. Необходимо понимать, что политика борьбы не работает, работает политика уменьшения вреда.
Можно, если осторожно
Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.