«Эти изменения — пыль». Стас Шашок о поправках в статью 328

13 июня Палата представителей приняла поправки в ст.328, которые предусматривают снижение нижнего предела наказания с пяти до трех лет лишения свободы по ч.2 и с восьми до шести лет лишения свободы по ч.3. Можно подумать, что государство пошло навстречу родственникам осужденных и активистам, которые уже несколько лет добиваются законодательной реформы. Однако, насколько на самом деле изменилась наркополитика в Беларуси?

«Эти изменения — пыль». Стас Шашок о поправках в статью 328
Legalize Belarus
14 июня 2019
Пресс-служба

Во-первых, изменения не затронули первую часть статьи. Это значит, что люди все еще могут получить реальный срок за употребление даже незначительного количества вещества. Подобной практики нет ни в одной европейской стране. Декриминализация, то есть перевод ответственности за хранение малых количеств контролируемых веществ из уголовной сферы в административную, решила бы эту проблему.

Во-вторых, разграничение ответственности, о котором говорили и чиновники и активисты, по прежнему отсутствует. Закон не разграничивает тяжесть преступления в зависимости от массы вещества. Другими словами, оптовый поставщик и мелкий сбытчик, по закону, получают одинаковые сроки. При этом, подавляющее большинство осужденных по 2-4 частям статьи 328 — это либо «бытовые распространители», которые не имели цели извлечения прибыли, либо «закладчики», которые стоят в самом низу цепи распространителей наркотиков.

Изменения не коснулись самой «тяжелой» 4-й части статьи 328, предусматривающей лишение свободы сроком до 20 лет. Именно под эту часть молодых людей подводят следователи, «объединяя» их в члены преступной группировки, нередко по признаку «клиентов одного магазина».

Не создана независимая комиссия по пересмотру дел по ст.328. Не ясна дальнейшая судьба Закона об амнистии, который не предполагал освобождения или снижения сроков для осужденных по 4 части статьи 328. А именно пересмотр дел и амнистия несправедливо осужденных является одной из главных целей родных и близких заключенных.

Изменения не коснулись несовершеннолетних осужденных (уголовная ответственность наступает с 14 лет). Активисты требуют освобождения всех осужденных по статье 328, несовершеннолетних на момент задержания.

«Более десятка тысяч человек все еще лишены свободы по одной только статье Уголовного кодекса. Пока власть не начнет надлежащим образом реагировать на жалобы о нарушениях, о том, что дела нужно пересматривать — всё это лишь показуха перед Европейскими играми. Мы требуем амнистии для всех детей, включая 4-ю часть», — отметила Лариса Жигарь, лидерка движения «Матери 328».

«Эти изменения — такая же пыль как и та, за которую подросткам дают 10-летние сроки», — подытоживает Стас Шашок, координатор коммуникаций Legalize Belarus.

Необходимые изменения в беларуской наркополитике изложены в совместной резолюции Движения «Матери 328» и Legalize Belarus от 30 мая 2019.

 
Можно, если осторожно

Вступай в наш клуб за гуманную наркополитику. Твои данные не будут переданы третьим лицам.

Creative Commons Licence

Если не указано иное, текст этого материала лицензирован в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0.

💓 Нам нужна ваша поддержка
Если вам нравится, что делает Legalize Belarus — поддержите нас через Patreon либо иным способом.